Вы здесь

На кону конкуренция между бизнес-­школами

16.05.2016 11:09

Невеселые перспективы. В стране беспрецедентный экономический кризис, который вызвал падение спроса на рынке бизнес-образо­вания. По нашей информации, нынешней весной группы MBA (Executive MBA, Mini-MBA) смогли набрать и запустить не все бизнес-школы (к слову, EMAS это удалось). То же самое наблюдается со среднесрочными и краткосрочными программами. Такое положение установилось надолго, не на один год.

На наш взгляд, на этом фоне ужесточение правил работы (лицензирование, аккредитация и сертификация) — последнее, что нужно рынку, если мы имеем в виду его поддержку, развитие и гарантирование свободной конкуренции в интересах клиентов.

Вдобавок к удручающей экономической ситуации концепция приведет к закрытию или существенно осложнит работу тех игроков, которые не соответствуют вводимым формальным требованиям (например, не имеют зарубежных партнеров и иностранных преподавателей). По нашим оценкам, в стране может остаться не более трех-четырех бизнес-школ, остальные будут отнесены в другую категорию (условно назовем ее "тренинговые центры") или же просто уйдут с рынка.

Конкуренция ослабнет, как следствие, ухудшится качество оказываемых услуг. Бизнес-­образование тоже бизнес, и, не видя конкурентов, любой нормальный предприниматель начнет экономить на качестве, ведь ситуация будет это позволять.

Что заявили и что имеем?

Некото­рые представители Минэкономики заявляют, что целью концепции является именно развитие рынка. Изучив документ, мы этого не увидели. На наш взгляд, его реализация приведет к противоположному результату: зачем-то осложняется жизнь не только частных, но и государственных бизнес-школ при университетах. Последних вообще лишают права называться таковыми, их статус становится неясным.

Одновременно буквально за руку на рынок выводятся иностранные учреждения образования. В концепции указано, что при аккредитации белорусских бизнес-школ будут учитываться образовательные программы, реализуемые с участием зарубежных партнеров, и приглашенные иностранные преподаватели. По-моему, разработчики концепции принудительно распахивают двери перед иностранцами. С такими перспективами отрасль начнет выкачивать валюту из страны. При этом работа частных белорусских бизнес-школ, у которых нет иностранных партнеров, становится невозможной, а это противоречит установкам президента страны…

Позиция EMAS и не только.

Считаем, что документ необходимо доработать. Он должен учитывать интересы всех участников рынка. Для более полного вовлечения субъектов бизнес-образования в законотворческий процесс не так давно создана Ассоциация компаний консультационных услуг и бизнес-­образования (АККУБО). Она объединила известные организации отрасли. Таким образом, появилась независимая ассоциация частных организаций бизнес-образования, которая внимательно отслеживает ситуацию во избежание лоббирования чьих-либо интересов.

Безусловно, она станет еще одним центром саморегуляции отрасли. Вступить в ассоциацию могут все организации, которые разделяют идею равных условий работы на рынке бизнес-образования, что особенно важно в свете грядущего лицензирования, аккредитации и сертификации.

Как и ранее EMAS, АККУБО направила в Совмин и Мин­экономики официальное обращение с предложением внести изменения в концепцию. Во-первых, ассоциация рекомендует исправить описание рынка как не соответствующее действительности. В частности, предлагается исключить из концепции оценки бизнес-школ, которые ничем не подтверждены и, по нашему мнению, искусственно создают имиджевые преференции для этих организаций.

Ассоциация компаний консультационных услуг и бизнес-образованияВо-вторых, АККУБО предложила упростить регулирование, которое вводит концепция. Во многом позиция основана на результатах встречи участников рынка бизнес-образования, проведенной в октябре прошлого года по инициативе EMAS. На ней присутствовали практически все ведущие бизнес-школы и тренинговые центры Беларуси, а также представители Мин­экономики. По итогам встречи подписан протокол, в котором были зафиксированы опасения по поводу нынешней редакции концепции, отмечена необходимость устранения упоминания любых организаций и ассоциаций, обращается внимание на вероятность ухода с рынка части игроков из-за значительного осложнения работы.

Из присутствовавших протокол не подписали только представители упомянутых в концепции бизнес-школы ИПМ, компаний "Здесь и Сейчас" и "XXI век-консалт", хотя они могли сделать это с указанием своих возражений, особого мнения и т. п. Документ передан в Минэкономики.

Новости плохие и хорошие.

На днях АККУБО получила ответ министерства. Нам ожидаемо отказали в корректировке концепции. Это плохая новость. Например, одним из аргументов является тезис о том, что на этапе разработки концепция с кем-то согласовывалась и с 21 июля по 1 августа 2014 года была в открытом доступе на сайте Минэкономики. То есть целых полторы недели! Видимо, все жители Беларуси должны ежедневно посещать сайт министерства и отслеживать появляющуюся на нем информацию. Я так не считаю.

Кроме того, в ответе Минэкономики говорится, что документ обсуждался на каких-то встречах. Однако официально о них никого не извещали и не приглашали. А ведь не так трудно было составить список организаций, занятых бизнес-образованием в Беларуси. Полагаю, авторам концепции следовало сделать рассылку по такому списку и уведомить о подготовке документа всех заинтересованных. Большинство узнало о концепции из СМИ после ее утверждения Совмином.

Впрочем, есть и позитивные новости. Возможно, наши коллеги из министерства ищут выход из сложившейся ситуации, связанной с неприятием документа многими участниками рынка. В частности, несмотря на отказ изменить документ, Минэкономики сообщило о подготовке проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О научной деятельности" и "Кодекс Респуб­лики Беларусь об образовании". Проект собирается разрешить учреждениям высшего образования создавать структурные подразделения в виде высшей школы бизнеса, что должно решить проблемы наших коллег из государственного сектора.

Также Минэкономики подчеркивает, что в концепции упоминания отдельных участников рынка и их ассоциаций приведены "исключительно в качестве примеров", хотя наша юридическая оценка документа показывает, что это не так.

Наконец, министерство сообщает о готовности обсудить и согласовать в рамках Респуб­ликанского совета по развитию системы бизнес-образования требования к бизнес-школам, что "даст возможность членам совета внести обоснованные предложения по корректировке перечня критериев". Это будет сделано в ходе подготовки нормативного правового акта, регламентирующего порядок создания бизнес-школ.

Минэкономики официально пригласило представителей АККУБО в совет, и мы, со своей стороны, предложили кандидатуры. Надеюсь, что участие ассоциации будет закреплено на законодательном уровне.

Несмотря на то что нам пока не удалось добиться непосредственной корректировки концепции, заявления министерства считаем шагом в нужном направлении. Думаю, результат достигнут, в том числе благодаря позиции АККУБО и EMAS, а также поддерживающих нас коллег.

Мы будем использовать любые возможности для сотрудничества с Минэкономики, нашими коллегами из Ассоциации развития менеджмента и Ассоциации развития бизнес-­образования. Если их предложения будут совпадать с нашими, готовы объединить усилия и содействовать продвижению интересов коллег, если, конечно, такие интересы "не ломают" рынок.

Например, мы поддерживаем представителей государственных бизнес-школ, хотя и конкурируем с ними. Надеюсь, возобладает именно конструктивный подход. Так и должно быть, если мы хотим создать в стране цивилизованное бизнес-образование, отражающее общие интересы.

Источник: Белорусы и рынок, 18 (1200) 14 - 21 мая 2016 г.