Вы здесь

О недопустимости лоббирования интересов отдельных школ и нанесения ущерба рынку бизнес-образования! – Заявление Бизнес-школы EMAS о Концепции формирования и развития системы бизнес-образования в Республике Беларусь

08.09.2015 13:08

Совет Министров РБ постановлением от 31.08.2015 № 734 утвердил Концепцию формирования и развития системы бизнес-образования в Республике Беларусь. Мы в Бизнес-школе EMAS удивлены как содержанием документа, так и тем, что он был принят без широкого общественного обсуждения и откровенно обслуживает интересы отдельных участников рынка бизнес-образования.

Сегодня белорусский рынок бизнес-образования является одним из самых сильных в странах бывшего СССР. Его небольшой объём и плотная конкуренция создали идеальные условия для выращивания как бизнес-тренеров, так и бизнес-школ, которые с успехом работают не только на родном, но и на сопредельных рынках. Принятая Концепция из-за создания искусственных ограничений в пользу отдельных участников рынка приведёт к снижению конкуренции и, таким образом, ликвидирует условия, необходимые для поддержания и развития конкурентоспособности белорусского бизнес-образования. Это неминуемо повлечёт за собой его деградацию. Что ударит по интересам каждого, кто заинтересован в получении качественных знаний. Пострадают и интересы государства – будет потерян механизм создания конкурентоспособного человеческого капитала.

Поясним, почему принятая Концепция, с нашей точки зрения, приведёт к указанным последствиям.

Прежде всего, следует отметить, что, на первый взгляд, этот документ наряду с интересами некоторых бизнес-школ, речь о которых пойдёт ниже, также, гипотетически, может отвечать и эгоистичным интересам Бизнес-школы EMAS. Так как следствием его принятия будет искусственное устранение с рынка мелких и средних игроков. Любой, кто ознакомится с Концепцией, увидит, что она принята в интересах крупных школ – тех, кто сможет себе позволить пройти очередной, вновь запускаемый круг различных лицензирований, государственных аккредитаций, сертификаций преподавателей и т.п. Всё это, очевидно, потребует оплаты юристов, подготовки множества документов, прохождения проверок и т.п. – т.е. больших денег. Такие деньги есть, по нашим оценкам, всего лишь у 5 – 6 белорусских бизнес-школ, включая EMAS. Остальные игроки просто уйдут с рынка или превратятся в полулегальные структуры. Ведь принятая концепция никак не поможет увеличить объём рынка бизнес-образовательных услуг (там нет ни слова о том, как это сделать!), но в разы увеличит затраты тех, кто на этом рынке хочет работать. И усложнит им жизнь. Поэтому, если базироваться на принципах эгоизма, Бизнес-школа EMAS могла бы приветствовать происходящее – как крупному игроку нам это тоже выгодно! Меньше конкуренция – нам легче работать!

Однако как люди, которые верят в справедливость, порядочность и свободу предпринимательства, мы считаем принятие Концепции в данной редакции огромной ошибкой государственного масштаба. Потому что, искусственно устраняя мелких и средних игроков в пользу крупных, а также фактически делая невозможным появление новых, она лишает рынок конкуренции, что приведёт к ухудшению качества белорусского бизнес-образования! Рынку будет нанесён огромный ущерб, и он деградирует.

При этом мы видим, что отдельные игроки рынка (они прямо указаны в тексте Концепции) непосредственно или через свою карманную "Ассоциацию развития менеджмента" (эта ассоциация неоднократно публично заявляла о том, что участвует в разработке Концепции и консультирует Совет Министров по этому поводу) ввели в заблуждение министерства и ведомства и, как следствие, Совет Министров с целью лоббирования своих корыстных интересов. Судя по всему, правительство было обмануто как по вопросам структуры рынка бизнес-образования, так и состояния дел на нём.

Вот конкретные факты введения в заблуждение.
 
Так, говоря о недостаточной интегрированности белорусских бизнес-школ в м/н образовательное пространство, наши коллеги из мира частного бизнес-образования, которые непосредственно или через свою ассоциацию консультировали Совет Министров по этому вопросу (компании ИПМ, "Здесь и Сейчас" и XXI век-консалт), в Концепции указывают ИПМ и "Здесь и Сейчас" как единственные положительные примеры частных школ, вовлечённых в м/н интеграцию. 
При этом они "забывают" указать, что на рынке, например, существует ещё и Бизнес-школа EMAS, которая имеет существенные договорные отношения с зарубежными бизнес-школами и активно использует в своей работе зарубежные образовательные стандарты и методики. Например, EMAS наряду с ИПМ (которая почему-то неоднократно самым лестным образом упоминается в Концепции), является членом CEEMAN (из белорусских школ только EMAS и ИПМ являются членами этой м/н ассоциации!) и имеет соглашение о стратегическом партнёрстве с ведущей бизнес-школой Польши – GFKM (совместно с которой EMAS проводит программу Executive MBA с европейским дипломом). Также белорусский офис EMAS самым тесным образом сотрудничает с российским офисом EMAS – лидером бизнес-образования в Н.Новгороде, столице Приволжского Фед. Округа в России и с целым рядом других российских школ – лидеров в своих регионах! 
Эти факты общеизвестны на рынке бизнес-образования в Беларуси. Это прекрасно известно и нашим коллегам из ИПМ, с которыми мы встречаемся  на заседаниях ассоциации CEEMAN. 
Не сомневаемся, что и коллеги из "Здесь и Сейчас" также прекрасно осведомлены о том, что EMAS по показателю м/н партнёрств в бизнес-образовании опережает их компанию. Особенно с учётом того факта, что "Здесь и Сейчас" стала членом Балтийской ассоциации развития менеджмента лишь менее года назад... 

Несмотря на отмеченное выше, в Концепции, почему-то, утверждается, что в Беларуси из частных бизнес-школ только ИПМ и "Здесь и Сейчас" обладают международными связями. – Полагаем, что это прямой обман. Досадно, что, наверняка, министерства и ведомства, а также Совет Министров обращались к нашим коллегам желая адекватно и честно осветить положение дел на рынке бизнес-образования в стране. А на деле, как мы считаем, получили намеренное искажение действительности и лоббирование их собственных интересов…

Мы полагаем, что эти упущения были сделаны не только в отношении EMAS, но и ряда других школ. Думаем, что те, кто консультировал Правительство, намеренно ввели его в заблуждение. Цель у таких действий, на наш взгляд, одна. Запуская очередную волну лицензирований,  аккредитаций и сертификаций, они устранят с рынка множество мелких и средних игроков. А записывая свои имена в Концепцию, они лоббируют свои интересы с целью облегчить себе прохождение этих процедур. И заодно создают у государственных чиновников и потенциальных клиентов иллюзию своей надёжности и респектабельности. В ущерб всем остальным крупным участникам рынка, не упомянутым в Концепции… – К другим выводам просто трудно прийти, т.к. в Концепции есть такие фразы (цитата): "Бизнес-школа Института приватизации и менеджмента, группа компаний "Здесь и сейчас", компания "XXI век-консалт" … являются центрами компетенций в области бизнес-образования как с точки зрения качества обучения, так и используемых методик и технологий"!.. Здесь обращает на себя внимание то, что вдобавок к ИПМ и "Здесь и Сейчас", называется ещё и компания «XXI век-консалт». Вероятно, это связано с тем, что директор компании «XXI век-консалт» Ирина Лыскович, одновременно, является и Председателем «Ассоциации развития менеджмента»…

Мы видим, как наши коллеги сами приписывают себе заслуги, что вызывает недоумение (Кто и когда определил их компетентность? На основании каких критериев? Кто был экспертом?)… Тем самым, как мы полагаем, они пытаются создать для себя привилегированное положение на рынке. В глазах чиновников и потенциальных клиентов. EMAS трактует это как прямое стремление ликвидировать или ослабить конкурентов, воздвигнув перед ними искусственные административные препоны. Которые, как мы полагаем, они сами надеются легко преодолеть благодаря привилегированному статусу в Концепции.
И делается это в государственном документе, который в силу своего статуса обязан быть нейтральным и направлен на интересы всех без исключения участников рынка! 

Отдельного внимания требует обсуждение прописанных в Концепции новшеств, якобы, направленных на развитие рынка. Таких, например, как сертификация бизнес-тренеров и аккредитация бизнес-школ. О каком развитии можно вести речь, если это отличный, гарантированный способ устранить с рынка до 50% высококлассных бизнес-тренеров?! – Действительно, какой руководитель предприятия, время от времени делящийся своим опытом со слушателями программ в бизнес-школе, будет тратить своё время и силы на какую-то сертификацию?! – Ему будет проще вообще отказаться от этой затеи. В итоге на рынке радикально сократится количество образовательных программ и рухнет их качество. – Разве это соответствует общим интересам рынка бизнес-образования? – Нет, если это кому-то и нужно, то лишь, вероятно, тем школам, которые участвовали в подготовке текста данной Концепции.

Стоит добавить, что упоминание конкретных бизнес-школ в Концепции очень похоже на сговор и нарушение требований Статьи 13 "Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов" Закона Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Наличие таких согласованных действий со стороны ИПМ, "Здесь и Сейчас" и "XXI век-консалт", упомянутых в Концепции, тем более очевидно, что именно они являются основными участниками и возглавляют "Ассоциацию развития менеджмента", которая также прямо упомянута в Концепции. Роль которой, зачем-то, тоже планируют повышать… При этом до сих пор мы не можем вспомнить ни одного реального действия со стороны этой ассоциации, которое было бы направлено на развитие рынка. 

Такая откровенная ангажированность Концепции в пользу отдельных участников рынка поражает и заставляет задуматься о коррупционной составляющей происходящего.

В заключение. С учётом того, что EMAS является одной из двух бизнес-школ, которая проводит в Беларуси программы Executive MBA и Mini-MBA, и при этом единственная школа в стране, которая выдаёт выпускникам сразу 3 диплома (белорусский, европейский и российский) – мы понимаем стремление отдельных коллег оградиться от конкуренции с нашей стороны. А также со стороны иных школ, которые вместе с нами год от года откусывают у них рыночные доли. Однако, чисто по человечески, такое поведение мы считаем неспортивным. Мы верим, что конкуренция выигрывается за счёт создания качественного образовательного продукта, а не некорректного лоббирования своих интересов в гос. структурах. Поэтому призываем наших коллег, записавших себя в текст Концепции, изменить свои подходы к работе. Если они действительно заинтересованы в развитии рынка бизнес-образования в Беларуси. 

В ближайшие дни EMAS официально обратится в Совет Министров с просьбой внести изменения в Концепцию и устранить из неё упоминание наименований каких-либо бизнес-школ. Мы убеждены, что Концепция должна быть обезличенной, справедливой и разумной. Она должна способствовать развитию всего рынка, а не играть на руку отдельным лицам. В качестве обоснованности своей позиции и неадекватности Концепции в нынешней редакции мы, в частности, предъявим доказательства того, что EMAS инкорпорирована в м/н (западную и российскую) систему бизнес-образования, что никак не отражено в Концепции и, следовательно, нарушает наши права и искусственно создаёт имиджевые преимущества для наших конкурентов. Мы покажем, что EMAS оказалась единственной белорусской школой, которая смогла успешно выйти на зарубежный рынок, чего не удалось сделать бизнес-школам, которые записали свои названия в Концепцию, самовольно объявив себя, цитата: "центрами компетенций в области бизнес-образования как с точки зрения качества обучения, так и используемых методик и технологий". 
Также мы приведём доводы против каких-то искусственных аккредитаций и сертификаций. Рынок уже регулируется через более чем жёсткое лицензирование – и этого более, чем достаточно.

Мы также обратимся в антимонопольные органы по фактам некорректного упоминания конкретных бизнес-школ в Концепции, что создаёт для них искусственные преференции в глазах чиновников и клиентов за счёт остальных участников рынка.

Отдельно мы направим официальные запросы в ИПМ, "Здесь и Сейчас" и "XXI век-консалт" а также в "Ассоциацию развития менеджмента" с требованием разъяснить с какой целью ими были допущены искажения действительности при консультировании Совета Министров и иных государственных органов в рамках подготовки Концепции.

Оставляем за собой право обратиться в правоохранительные органы по факту того, что Совет Министров был намеренно введён в заблуждение конкретными лицами о состоянии рынка бизнес-образования в Республике Беларусь. Очевидно, здесь преследуются чьи-то корыстные интересы.

Андрей КОЛЯДА, ректор Бизнес-школы EMAS.
По результатам независимого исследования Гильдии маркетологов Беларуси 
назван в качестве одного из трёх ведущих бизнес-тренеров в области маркетинга в 2011 году.
Лучший Бизнес - тренер года 2014 по оценке экспертного совета в рамках ежегодной HR-премии "Работодатель 2014 года", г. Нижний Новгород.
Автор 2 книг, научных методик, бизнес-тренажёров и видеоуроков по страт. менеджменту и маркетингу.